Искусство металообработки

Кузнечное дело

Кузнечное дело

С древнейших времен одной из самых распространенных отраслей ремесла считалось кузнечное дело, вообще производство изделий из железа. Однако степень его развития зависела, в первую очередь, от наличия местного сырья. Узбекистан с давних пор был богат такими ископаемыми, как золото, серебро, медь, железо и т.д. В 1913 г. местные ремесленники, занимавшиеся производством изделий из металла, представляли 19 самостоятельных отраслей, что свидетельствовало о важности профессии кузнеца.

Наиболее развитой отраслью вплоть до 20-х годов прошлого века было литейное производство, известное в Хорезме под названием «дегрезчи» или «козончи» (литейщик котлов), а в Бухаре – «позачи» или «позагар» (литейщик лемехов или сошников). Около 80 – 85% всей продукции литейщиков составляло производство лемехов (поза). Особенно развито было это производство в Бухаре, Ташкенте, Хиве, Коканде, Шахрисабзе и других городах, где были кварталы (махалла) с соответствующими названиями, большинство населения которых являлось литейщиками.

Помимо чугунных котлов (козон) они изготавливали различный сельскохозяйственный инвентарь и предметы быта – сошники, колосники для печей и каминов, чайники, ступки для измельчения табака, сосуды для варки клея, башмаки для пестов местных крупорушек, втулки для колес арб (токчўён, халқа), жаровни, «манкалдон», различные светильники (чирок), кувшины для умывания (обдаста), по заказу отливали кандили и другие предметы быта. Для отливок делались специальные формы из сырого песка (колиб) с добавлением пшеничной муки и сапожного клея (сриш).

Мастерская («позачи дўкон») находилась преимущественно при жилом помещении, где были установлены небольшой горн, малая и большая наковальня. С оборотной стороны печи, где находился горн, проделывалась фурма (куз), в которую через сопло из огнеупорной глины вдувался воздух. Во дворе располагалась печь (хум-буз) для сушки литейных форм зимой. Расплавленный чугун черпали железными ковшами, обмазанными огнеупорной глиной, и разливали в формы из илистого песка. Орудия производства литейщиков в различных регионах назывались по-разному. Например, горн в Фергане и Ташкенте называется «ёндўкон», в Бухаре – «қўра», в Хорезме – «дастгоҳ». Из инструментов у всех литейщиков для изготовления форм использовались «чорчуп», «чарх», лопатка «белкурак», щипцы «исканжа», лангир, тованча, тованок, сихча и др.

По некоторым источникам, до завоевания Средней Азии Россией здесь производили огнестрельное оружие и даже отливали пушки. В Хиве были известные мастера по изготовлению пушек. В особую отрасль выделилась отливка колокольчиков и бубенцов из бронзы.

В конце XIX – начале XX в. в Узбекистане было развито кузнечное дело. Среди кузнецов существовало разделение труда на основе специализации. Так, ножи изготавливали пичоқчи, замки – кулфчии или кулфкор, шила и иглы – игна-бигизчи или игнасоз, слесарь-чилангар, различную утварь и гвозди – анжамасоз и михгар, подковы – наълчи или такачи, изделия из жести – туникачи (жестянщик) и т.д. Кузнецыизготавливали около двадцати видов кетменей, различные виды лопат, топоров, теша, серпов, молотов и других орудий труда. Местные мастера использовали около 40 видов сверлильных инструментов. В Бухаре производилось 32 вида металлических изделий.

       В прошлом переработку металлов разделяли на четыре основные отрасли: кузнечное дело, ювелирное и медно-чеканное производство, а также производство изделий из жести. Самой древней из этих отраслей, как уже отмечалось, было кузнечное дело. В начале прошлого столетия отдельные районы или целые регионы специализировались на производстве изделий из металла. Так, знаменитые, широко известные изготовители богато украшенных узбекских ножей работали в Андижане, Чуете, Намангане, Хиве, Бухаре и Карши. В Хиве одна группа кузнецов изготавливала хорезмские лопаты, кетмени, капча, другая – плотничий инструмент, теша и топоры (балта), третья – подковы для лошадей, ослов и обуви, а также гвозди. В Ханки часть кузнецов специализировалась на изготовлении серпов (ўроқ).

       Орудия труда кузнецов и слесарей состояли из набора молотков, кувалды, напильников, наковальни (сандон), горна, меха для нагнетания воздуха (дам), тисков, котла с водой для закаливания предметов, ручных точил (чарх), нескольких пар щипцов и клещей, зубил и других орудий. Почти все орудия труда, необходимые в металлообработке, кроме тех, которыми пользовались литейщики и ювелиры, фактически были одинаковыми, отличаясь лишь по размеру и количеству. Мастерские кузнецов, изготовителей ножей и жестянщиков в основном находились на базаре в ремесленных рядах.

                  Кузнечное ремесло в Бухаре

Как известно, территория Бухарского оазиса на протяжении многих столетий была одним из центров развития ремесленного производства. В годы независимости умельцы Бухары возрождают и сохраняют исторически присущие региону виды ремесел – шелкоткачество, крашение тканей, золотошвейное и кузнечное дело, чеканку, резьбу по дереву и ганчу, частично утраченных на протяжении XX в. И хотя при этом имеет место заметная трансформация отдельных ^идов ремесел, связанная прежде всего с изменением обществен-но-эконол-.”чёской конъюнктуры (3), традиции во многом сохраняют свое значение. Так, продолжается практика прежних навыков обучения молодого поколения ремеслу, включающая, в частности, ритуал посвящения ученика в мастера, который проходит в торжественной праздничной обстановке. Так, наставник объявляет ученикам об их готовности трудиться самостоятельно, а родители молодых мастеров в знак почтения и благодарности учителю надевают на него национальный халат и пояс.

По словам усто М. Жураева, обряд посвящения в мастера практикуется также в ремесле шелкоткачества, однако здесь, наоборот, мастер надевает на ученика халат, повязывая его марлевой повязкой (5-6 м), дарит ему в знак благословения материал, инструменты и устанавливает в мастерской ученика “даст гох” (традиционный ткацкий станок). О появлении еще одного мастера учитель объявляет всем своим коллегам. Между тем, по словам бухарского потомственного кузнеца Ш. Камалова, “юноше, принадлежащему к семье потомственных мастеров, не нужно проходить обряд посвящения. Будущих кузнецов приучают к ремеслу с детского возраста. Сначала ученики выполняют простые операции, постепенно задания становятся все сложнее, и годам к пятнадцати подросток уже трудится наравне со старшими”.

В одной из рисола рассказывается о происхождении обрядов “мийан баете”, “камар баете” (обряд посвящения в мастера) и изготовлении специального ритуального пояса. Этим же термином (“камар баете”) назывались и ремесленники-ткачи, достигшие определенного уровня в мастерстве. Согласно рисола, мастер надевает на ученика халат и повязывает его поясом в три узелка.

Ремесло кузнеца считалось и считается уважаемым и престижным. Кузнецам традиционно приписывались магические и знахарские способности (особенно если учесть, что среди кузнецов было много цыган-люли). По сообщению Е. М. Пещеревой (4, с. 71-77), довольно часто в кузницу приходили больные. Они присутствовали при процессе работы, приносили с собой кувшин с кипяченой водой, куда мастер бросал кусочек раскаленного металла – вода с ионами серебра обладает бактерицидными свойствами. Об удивительных свойствах “серебряной” воды сообщал еще Геродот, упоминая, что в VI в. до н.э. персидский царь Кир во время походов сохранял воду в серебряных сосудах, улучшая тем самым ее качества. Возможно, вместе с металлом кузнец добавлял в воду кремень (целебные свойства кремневой воды доказаны наукой). Выпивая такую жидкость, больной излечивался. Свидетельства о подобной практике нам удалось найти в одной из рисола медников (5), которая не содержала сведений технологического характера, но почти полностью была посвящена наставлениям знахарского толка. Знахарские методы и сегодня используют бухарские кузнецы, например, при лечении болезни “темиратки” (аллергические высыпания на коже). Кузнецы изгоняют эту болезнь разогретым металлом, проводя им над поверхностью кожи. Данная процедура обычно выполняется по средам и субботам опытным кузнецом, который произносит трижды аят “курси”.

Изучение текстов рисола позволяет раскрыть вопросы, касающиеся специализации ремесленников. Так, в “Ри-сола-и охангари” (б) перечисляется более сорока профессий кузнечного ремесла. Это один из немногих случаев выделения специализаций в ремесле. Есть еще рисола ткачей, где перечисляются особые специальности в ткачестве и названия производимых тканей – шанабаф-лик, накшинбафлик (узорчатая), фута-бафлик, бахмалбафлик (бархатная), ала-чабафлик (полосатая), рисманбафлик (плетеная), пашманбафлик (шерстяная пряжа). В рисола кузнецов перечисляются такие узкоспециализированные отрасли, как темирчилик – кузнечное дело, калитгари – производитель ключей, мисгари – литье меди, давотсози – литье бронзы, дегрези – литье чугуна, дераза-гарлик – изготовитель железных принадлежностей для окон, жушгари – слесарное дело, каламгарлик – изготовитель принадлежностей для письма, кордгари – производитель ножей, дуконгарлик -принадлежностей для мастерской или какого-либо станка, орогчилик – изготовитель серпов, наълчилик (нахалчилик) – подков, михчагарлик – гвоздей, чархдорлик – мастер по изготовлению гончарного круга. При этом заметим, что автор перечисляет не все более 40 отраслей, а, возможно, лишь самые распространенные и важные на его взгляд. Кроме того, он называет и наиболее известных мастеров в той или иной ремесленной отрасли: калитгарлик Абу Сайд Нухдин, михчагарлик, деразагарлик Масудин, темирчилик Мансур Мус- лимдин, жушгари Салаф Фатобдин, дег- резлик  Усто Балхидин, мисгарлик – Ус- тод Хурдакдин, заргарлик  Саиддин, кор дгари Ахмад Мухтардин, дуконгарлик Хуманадин, чархдорлик  Устод Абул Маликдин.

Таким образом, в кузнечном производстве выделяется несколько обособленных, не зависимых одна от другой специализаций. При такой узкой специализации мастер был ориентирован на изготовление только одного какого-то вида изделий (например, только ножей или только посуды).

Так как рукопись относится ко второй половине XIX в., из этого следует, что в тот период выделение самостоятельных узкопрофильных производств во многих крупных ремеслах шло особенно интенсивно, что было вызвано расширением ремесла в рамках и границах одной отрасли, а также появлением новых его видов.

Если сравнивать данную рисола с другими образцами подобных документов, то следует отметить, что здесь не перечисляются обязанности кузнецов. Возможно, переписчик по желанию заказчика сократил содержание рукописи трактата и счел возможным просто не упоминать их. Можно также предположить, что выполнялись списки не полного текста рисола, а лишь отдельные их фрагменты, содержавшие ту или иную информацию.

Таким образом, возрождение ремесла стало связующей нитью между прошлым и настоящим. В наши дни благодаря поддержке государства и усилиям ремесленников происходит дальнейшее развитие ремесленных традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru