Художественное оформление ганча

                                            Художественное оформление ганча

                 Резьба по ганчу в творчестве народных мастеров Узбекистана представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Особую отрасль в ганчевой резьбе узбекских мастеров составляет сложное искусство изготовления , объемных сталактитообразных карнизов - шарафа, оформляющих переход от стены к плоскому потолку или к круглому, высокому куполу, зачастую заполняющих этот купол. Такие карнизы, потолки, своды богато украшались полихромной росписью. Другим видом декоративных ганчевых работ является ажурная резьба решеток - панджара. При изготовлении карнизов и решеток мастера пользовались способом отливки.

             В основе искусства и техники исполнения резьбы по ганчу, содержащему большой процент гипса, лежит его способность к быстрому схватыванию. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, замешивание ганчевого порошка с добавлением растительного клея.

           По сырой ганчевой штукатурке режут острыми металлическими резцами, прорезая сначала контур узора, затем углубляя фон и отделывая рельеф. Существуют различные традиционные приемы обработки рельефа острыми или овальными срезами, тонкими врезками. Разновидности бесфоновой трехгранновыемчатой резьбы используются узбекскими мастерами преимущественно в обрамлениях. Используя пластические свойства сырого ганча и его прочность после схватывания, мастера добиваются изящной разработки узорного рельефа, особенно в оформлении цветочных розеток.

              Художественные возможности ганча разнообразны. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. Известно, что эти приемы широко использовались в средневековой Бухаре, в Самарканде. Стремление к полихромности резного узора выражалось в подцветке белого ганча холодными голубовато-синими или теплыми оранжево-красными тонами, В альбоме показано панно из Маргилана начала 20 в. с резьбой на голубом фоне. Этот прием сохранился в творчестве современных ташкентских мастеров, работы которых представлены здесь.

            Мастера знают, как оживить белый холодный ганч, как наполнить его ритмами и мотивами своей фантазии, как найти в нем певучую пластику рельефного узора, как создать гармонию капризного материала и стремительно бегущей узорной линии.
 

               Пережив традиционную каркасную систему местного зодчества и не исчерпав своих художественных возможностей, орнаментальная резьба по ганчу и дереву, не утрачивая ценнейших локальных черт, продолжает жить в новой архитектуре, активно включаясь в стремительную динамику современного строительства. Это искусство нередко находит удачные пути своего развития, осваивая новые масштабы монументальных сооружений, наполняя своеобразием национального звучания пространственные решения современных общественных зданий. В наши дни резной ганч выполняется и вручную и механизированным способом отливки.

               Роспись по ганчу, также как и резьба, используется в интерьерах парадных помещений, располагается на потолках, многоярусных сталактитообразных карнизах, сводах ниш и куполов. Она компануется, подчиняясь тем же законам членения плоскости стены, на вертикальные и горизонтальные панно, выработанные в связи с каркасной структурой строения жилища.

Видеогалерея

Комментарии
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.