Традиции строительства айванов

Дата: 06 января 2018

Вариант реконструкции общего вида средневекового Чорбога (реконструкция автора на основе плана Г. Пугаченковой)

В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу. Так, основным элементом резного орнамента декоративного панно на одной из стен Варахшского дворца V-VII вв. является веточка, верхний конец которой раздвоен и устремлен в разные стороны. В результате наложения таких веток одна на другую по вертикальным линиям возник причудливый сетчатый узор, напоминающий густую рощицу.

В зодчестве Центральной Азии айваны сооружались еще в эпоху бронзового века. К примеру, дом в Алтынтепа в Бактрии, известный в науке под № 10, имел два двора, которые с трех сторон были застроены айванами. В доме Кызылча под № 6, относящемуся к четвертому строительному периоду, двор со всех сторон застроен помещениями, а с одной стороны построен айван. План застройки двора с четырех сторон одним рядом помещений, а затем айванами, характерен также для жилого здания названного “Квадратный дом” в Нисе ( II в. до н.э.) (3, с. 356). План, в котором в композицию жилого дома прямой прямоугольной формы включен айван, мы видим также во дворце Халчаян I в. до н.э.. Айван этого дворца окружает в плане зал и другие помещения, выстроенные с трех сторон двора, так что этот важнейший элемент жилищной архитектуры в плане данного памятника зодчества одинаково служит всем помещениям, являясь их связующим звеном. Во дворце Афрасиаб в Самарканде поддерживаемый колоннами айван присоединен к середине здания в виде портала. В обоих указанных зданиях айван усиливал величие сооружений, а также обеспечивал композиционную взаимосвязь их с жилым ансамблем древнего города.

Самарканд. Вариант реконструкции интерьера дворца средневекового Чорбога Боги Дилькушо, в котором предусмотрены, айваны и балконы (реконструкция автора на основе плана Е. Алимова).

В настенных монументальных росписях раннего средневековья можно встретить изображения зданий, на втором этаже которых имеются маленькие айванчики, похожие на балконы. Фасад замка, свойственный зодчеству Центральной Азии, изображен на медном блюде VI – VII вв., обнаруженном в деревне Анниково Пермской губернии, где на уровне двух верхних этажей видны по два айвана-балкона, немного выступающие из стены. В настенных росписях Пянджикента также встречаются балкончики, которые можно видеть и на миниатюрах XV – XVI вв.

Айван издавна применялся также в культовых и общественных зданиях. Известны памятники, которые целиком построены в виде глубоких айванов. Примером таких застроек могут служить мечеть Чорустун в Термезе (IX – XI вв.) и мечеть Мох в Бухаре. Чорустун оставлен открытым с двух сторон. Такую же композицию мы встречаем и в загородном дворце Термезских шахов XI – XII вв. Более узкий айван-проход галерейного типа применен в караван-сарае Дая-хатун, построенном в XI в. В монументальных соборных мечетях XIV – XV вв. двор со всех сторон обнесен глубоким айваном в виде галереи поддерживаемой рядом колонн. Такую же планировочную структуру имеют Соборная мечеть Биби-ханым в Самарканде и мечеть Калян в Бухаре. В махаллинских мечетях и соборных мечетях меньших размеров, построенных в XVIII-XIX вв., широко применен план, в котором ханаки с одной, двух, трех сторон ограничены айванами. С четырех сторон дворов медресе были предусмотрены айваны, расположенные по центральной оси напротив друг друга. В медресе Улугбека в Самарканде, а также во многих медресе XVI-XVII вв. айваны имеют именно такое расположение. Во дворце Таш-Хаули, построенном в Хиве в первой половине XIX в., каждый отсек имеет глубокий и высокий айван.

Изображение замка на Анниковском блюде с выступающими балконами (вариант реконструкции автора)

Айваны широко применялись также в жилищном строительстве средних веков и позже. Здесь встречаются планы, где айваны могут быть расположены между двумя, тремя, четырьмя помещениями, занимая всю переднюю часть застройки (пешайваны), могут располагаться также перед или по бокам жилой застройки в виде галереи (далон), иметь вид балкончиков, консольно выступающих из поверхности стены, или же занимать открытую часть второго этажа (шийпан), а также иметь вид отдельно стоящей застройки, открытой с четырех или трех сторон.

Структура айванов в жилищном строительстве и их место в плане здания зависели от климатических условий конкретной местности и порядка расположения жилых помещений. К примеру, в Хиве летом жарко, поэтому айваны здесь должны были служить также для вентиляции воздуха в помещениях и во дворе. Здесь применялись айваны двух типов. Первый тип айвана (улу айван) занимал переднюю часть жилого помещения и был значительно приподнят над домом. Напротив него располагался айван поменьше. Улу айван имел одну центральную колонну и внешне напоминал минарет. Он был построен по направлению движения ветра и направлял его во двор. Здесь оба айвана как бы выполняли роль кровли для маленького дворика.

В Бухаре айван с множеством колонн в большинстве случаев был соединен с летними помещениями продольно. В жилом строительстве Бухары широко применяются полуайваны – ним айван, которые располагались на втором этаже и были уже обычного айвана, занимая одну сторону дома целиком. Ним айван служил местом отдыха семьи в летнее время.

В жилой архитектуре Самарканда айваны располагались поперек углов жилых помещений, а в Фергане айван обычно занимал дворовую сторону дома. Поэтому такой айван назывался пешайваном.

Еще один вид айванов составляют шийпаны, располагавшиеся в основном на втором этаже. Наиболее часто шийпаны встречаются в народном жилище Ташкента, Карши, Шахрисабза. В домах шийпанам отводилось важное место, как связующему звену между помещениями второго этажа и двором. Они позволяли максимально приблизить помещения второго этажа к природе и ландшафту местности, создать между ними нечто вроде крытого дворика.

В народном зодчестве иногда небольшие дворы перекрывались наподобие айванов. Примером этому может служить двор дома, построенного в Маргилане в середине XIX в. (4, с. 43). Двор-айван освещался из отверстия в центре потолка и с помощью передвижной решетчатой ставни – кашкарча.

Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб (акварель автора)

Рассматривая материалы, относящиеся к жилой и монументальной архитектуре на территории Узбекистана, в том числе к жилищному строительству, мы становимся свидетелями того, что здесь издавна по композиционной структуре применялись несколько видов айванов. В частности, наиболее широкое применение в жилище и монументальных сооружениях получили обычные глубокие айваны (Рис. “Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб”). Айваны галерейного типа чаще применялись в зданиях мечетей, караван-сараев и др. Еще один вид айванов – шийпан наиболее широко применялся в жилищном строительстве. Широкое применение как в жилище, так и кешках раннего средневековья, получили небольшие айваны-балкончики. Кроме того, в композиционной структуре средневековых культовых зданий можно встретить отдельно стоящие айваны. Открытые с трех или четырех сторон отдельно стоящие шийпаны широко применялись в загородных садовых участках и во дворах.

Кроме выполнения своей основной утилитарной функции айваны обогащали художественную композицию, планировочную структуру здания. Например, улу айван в композиции дворца Таш-хаули и жилых домов Хивы обладает вертикальной компактной композицией и походит на минарет. А его единственная колонна, расположенная в центре, своим богатым резным орнаментом украшает не только айван, но и всю композицию двора. Почти во всех регионах Узбекистана в большинстве случаев в мечетях, а в Ферганской долине и в жилых постройках центральная часть айвана – кайван – несколько приподнята, что также сообщает своеобразный колорит декору здания.

Самарканд. Жилой дом с длинным айваном выходящим на улицу (акварель автора)

Айван весьма подходил и для композиционной связи здания с городской средой. В частности, в кишлаках, особенно в горных, мечеть возводилась на естественном возвышении и с двух или трех сторон застраивались айванами, которые выходили на улицы. В таких случаях айван, кроме своей основной функции, подчеркивал истинную сущность здания и обеспечивал еще связь здания мечети с жилой панорамой всего кишлака. В городах айван также подчеркивал доминирующее положение здания мечети в ансамбле жилой застройки. В городах при строительстве мечетей платформы или возвышенности не применялись. Путник, идущий по пересекающей махаллю узкой улице, внезапно оказывался перед высоким айваном мечети. В таких случаях айван, во-первых, демонстрировал открытость мечети для всех, во-вторых, обеспечивал доминирующее положение здания мечети, в-третьих, композиционно связывал комплекс мечети с жилым ансамблем махалли. Здесь уместно вспомнить высказывание И. И. Ноткина о том, что в основе обеспечения всех закрытых помещений открытыми и полуоткрытыми рекреациями лежит идея интерьеризации открытой среды. И вообще это предусматривает обеспечение возможности свободного движения во всех частях многофункциональной среды, установление в каждой отдельной короткой части строительного комплекса необходимого взаимоотношения между обитателями этой замкнутого пространства и внешней средой, получать эстетическое удовольствие от всяческих действий в этой микросреде и видеть психологическое содержание этих действий.

Таким образом, айваны и другие их разновидности способствовали взаимодействию замкнутого пространства помещений с природой, лучшему проветриванию помещений, предохранению их от влаги, созданию между помещениями крытого дворика. Они также усиливали торжественность и художественную композицию здания, а кроме того, служили важным элементом декора и, наконец, связывали сооружение с двором, улицей, площадью махалли и внешним миром.

Литература
1. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.
2. Сагдуллаев В.С. Архитектура древнебактрийских усадеб // САУ, 1981, №6.
3. Всеобщая история архитектуры. (ВИА). Т.1. М., 1970.
4. Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
5. Ноткин И.И. Структурно-генетическая концепция архитектурного пространства //САУ,1981, №10.

Додо Назилов

Комментарии
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.