Архитектура

Ремесленные традиции узбекской архитектуры

Мавзолей Баян Кулихана
Дата: 25 июля 2018

В юго-восточной части Бухары за Каршинскими воротами в местности Фатхабад в средние века возник своеобразный архитектурный комплекс, состоящий из двух сохранившихся поныне мавзолеев, а также поздних зданий мечети, минарета, хауза и навесов. Из двух мавзолеев более крупный возведен над захоронением знаменитого ученого-богослова шейха Сайфуддина Бохарзи. Западнее его усыпальницы расположен мавзолей умершего в 1358 г. Баян Кулихана, построенный над погребением представителя ханов мавераннахрской ветви Джагатаидов.

Традиции строительства айванов
Дата: 06 января 2018

В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу.

Архитектурные памятники-высокое искусство народа, его богатство
Дата: 20 сентября 2017

             Уникальное явление в истории среднеазиатского зодчества – древние архитектурные памятники Узбекистана – важный источник познания искусства, материальной и духовной культуры узбекского народа. Они имеют свои особые черты, отражающие достижения и торжество архитектурной мысли той эпохи, в которую были созданы.

Площадь Регистан
Дата: 01 сентября 2017

            Площадь Регистан, в переводе означает "Песчаное место". Регистан - административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде - один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе - Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда.

Ансамбль Султан-Саодат
Дата: 01 сентября 2017

             Султан Саодат – культово-мемориальный ансамбль, слагавшийся на протяжении XII-XVII вв. у погребений влиятельной династии термезских сейидов. В переводе с арабского языка Султан-Саодат означает «Владычество Сейидов». Этот комплекс один из важных культовых мест в Сурхандарьинской области.

Цвет в архитектуре Темуридов
Дата: 28 августа 2017

              Важнейшим фактором, определяющим облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, становится цвет, с которым связана новая страница в истории развития архитектурных идей. Изразцы наполнили пыльные улицы с бесконечно-глухими глинобитными дувалами, скрывающими жилища горожан, мажорными аккордами красочных симфоний, миражами блестящей на солнце сапфирово-бирюзовой сини. Как отмечали американские историки исламской культуры Р. Эттингаузен и О. Грабарь, “использование цвета в архитектуре стало совершенно особым, уникальным достижением мусульманской культуры”

Взгляд на историю минаретов на территории Узбекистана
Дата: 28 августа 2017

              Минареты – одна из наиболее интересных и загадочных форм архитектуры Востока. Существует немало версий о происхождении этих старинных башнеобразных сооружений. Слово “минарет”, или “минара”, по-арабски – “место, где что-нибудь зажжено”, или “излучающее свет”, то есть своего рода “башня света”, но в более углубленном, философском смысле значения слова – свете духовном, или символе человеческой души, стремящейся к просветленности посредством установления диалога со Всевышним.

Архитектурные памятники, названные в честь женщин
Дата: 27 августа 2017

                На Востоке к женщине всегда относились с уважением. Поэтами она воспета в стихах, возвеличена и увековечена в мелодиях Муганни, в произведениях изобразительного искусства, в названиях архитектурных памятников. Подтверждение этому находим и в археологических находках: в статуэтках, цветных иллюстрациях древних рукописей, в устном народном творчестве, дастанах. Женскими именами назван ряд древних архитектурных памятников, находящихся на территории Узбекистана. О некоторых из них мы расскажем. В народе немало терминов, географических и исторических объектов, получивших название имени девушек: Кизкетган, Киз учган, Кизбулак, Кизкурган, Кирккиз.

Семантика древних архитектурных форм и художественных образов
Дата: 23 августа 2017

           Декор части зданий античной эпохи Бактрии достаточно изучен, хотя все еще не исследованными остаются важные аспекты проблемы. Среди них – определение конструктивных и художественных задач декора, раскрытие их философской сути и религиозно-идейного толкования, т.е. проблемы семантики. Толкование образов ряда архитектурных деталей нашло освещение в фундаментальной монографии Л.И. Ремпеля и научных работах Г.А. Пугаченковой. Сведениям архитектурного декора и его мотивам уделено определенное внимание и в монографии Х.С. Кароматова.

Архитектурное наследие христиан Востока (древность и средневековье)
Дата: 21 августа 2017

            Культовое зодчество – явление многогранное, в нем воплотились религия народа, художественная и материальная культура, определявшие направление архитектурного развития. В архитектурном произведении тесно переплетаются как идейная основа религии, так и ее конструктивная и техническая мысль. История распространения христианства на Востоке в настоящее время менее известна, чем его западная история. Культовое зодчество вдохновляли исходившие от церкви идейные задачи.

Декоративное оформление жилых домов Ташкента (конец XIX – начало XX в.).
Дата: 18 августа 2017

           В конце XIX – начале XX в. Ташкент был крупным торговым, культурным и политическим центром. Наряду с постройками культового зодчества в городе строились и жилые дома. Они, к сожалению, не полностью сохранились в первоначальном виде.

Архитектура буддийских памятников Средней Азии
Дата: 15 августа 2017

Зародившись на территории Индии, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины, приобретая при этом черты локального своеобразия тех стран, где находил своих последователей.В начале I в. н. э. вождь одного из юеджийских родов – кушан Куджула Кадфиз на территории Гандхары и Кабулистана создает свое государство. Впоследствии Кушаны захватывают огромные пространства Индии, Афганистана и юга Средней Азии, объединив их под эгидой единой Кушанской империи.