Народные рамесла
Резьба по дереву в творчестве народного мастера А. Абдуллаева
Дата: 05 ноября 2017

               Традиции национальных художественных ремесел постоянно развиваются, отражая в своем поступательном движении те или иные изменения в обществе. Художественная резьба по дереву не является исключением. Сегодня этот вид искусства наполняется новым содержанием. В этой сфере работают крупные специалисты своего дела, которые, сохраняя в своем творчестве опыт прошлого, постоянно вносят новшества в свою работу. К таким признанным мастерам относится усто Абдугани Абдуллаев, представитель кокандской школы резьбы по дереву, работы которого известны как в республике, так и далеко за ее пределами.

Творческая династия Наркузиевых-Махмудовых
Дата: 25 октября 2017

             Ферганская долина – один из уникальных районов нашей республики, славящийся своими высокоразвитыми традициями. Особое место в этом ряду занимает искусство художественной росписи. Уникальные памятники архитектуры в Коканде и Маргилане, Чусте и Намангане, Куве и Алтыарыке, Шахрихане и Риштане и сегодня изумляют богатством своих многокрасочных узоров, способным придать даже самым непритязательным по конструкции зданиям вид роскошных дворцов.

Ремесленный обряд "камар басте" (посвящение ученика в мастера) в Средней Азии
Дата: 25 октября 2017

             На протяжении многих столетий территория Средней Азии исторически являлась одним из крупных центров художественного ремесла, которое было тесно связано с традиционной жизнью и обычаями народа. Искусные мастера создавали, совершенствовали, бережно сохраняли и передавали своим ученикам художественные и технические приемы, орнаменты, ремесленные традиции, многие из которых, к сожалению, сегодня безвозвратно утеряны.

Павел Беньков
Дата: 25 октября 2017

                 Каждый народ с почтением относится к представителям другой страны, уважающим и воспевающим его традиции и духовные ценности. Именно таким высокочтимым художником был для Узбекистана россиянин Павел Беньков.

Зооморфные мотивы каракалпакского орнаментального искусства
Дата: 25 октября 2017

                 В каракалпакском декоративно-прикладном искусстве можно выделить несколько основных групп орнаментальных мотивов. Это: геометрические (космогонические), зооморфные, растительные, предметные, антропоморфные мотивы. Из них зооморфные – наиболее многочисленны. Они, как правило, представляют животное по принципу “целое по части”. Особое отношение к животным у кочевников складывалось на протяжении веков.

Художественные ценности земли Хорезма
Дата: 03 октября 2017

                  XX в. внес в сокровищницу мировой науки о древней истории и культуре народов Центральной Азии немало блестящих находок и открытий. Сенсационные находки – свидетельство древнего искусства и культуры: настенные росписи, глиняная скульптура, памятники письменности были открыты при раскопках Топрак-калы на юге Каракалпакстана в первые послевоенные годы экспедицией Академии наук СССР, возглавлявшейся выдающимся ученым Сергеем Павловичем Толстовым. Затем последовали открытия раннесредневековых росписей Пянджикента, Афрасиаба и Варахши. Перед учеными постепенно открывался неведомый мир древнего и раннесредневекового искусства народов Центральной Азии.

Хивинский мастер резьбы по дереву Ата Палванов
Дата: 30 сентября 2017

             В конце ХIХ – начале ХХ в. монументальное искусство Хивы, известной в мире непревзойдённой монументальной резьбой по дереву, достигло наивысшего расцвета. Была подготовлена целая плеяда народных мастеров, внесших достойную лепту в развитие богатого традициями классического искусства. В их числе такие известные мастера живописи и резьбы по дереву и ганчу, как Абдулла Балтаев, Рузмат Машарипов, Ата Палванов.

Ассоциация “Хунарманд” народных мастеров, ремесленников и живописцев Республики Узбекистан
Дата: 30 сентября 2017

            Ассоциация "Хунарманд" - негосударственная, некоммерческая, общественная организация, основанная по Указу Президента Республики Узбекистана №1741 "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства" от 31 марта 1997 года.

Ювелирное искусство древнего Хорезма
Дата: 30 сентября 2017

            Cохранение и устойчивая форма старых изделий – одна из важных особенностей ювелирного искусства Хорезма. Испокон веков ремесленники занимались ювелирным ремеслом семьями, отцовское ремесло продолжали сыновья, а им помогали жена и дочери.

Искусство Хорезма: страницы истории культуры
Дата: 30 сентября 2017

              Формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий в поймах полноводной Амударьи культура Хорезма по праву принадлежит к величайшим достижениям мировой цивилизации и отражает многообразие духовного богатства Узбекистана. Венцом культурных достижений жителей хорезмского региона по праву считается всемирно известный архитектурный ансамбль Ичан-кала, который одновременно стал и своеобразной сокровищницей замечательных музейных коллекций.

Народные обычаи и обряды на театральной сцене
Дата: 27 сентября 2017

              Национальные обычаи и обряды, передаваемые народным фольклором, представляют огромный интерес для наших современников. Театральное искусство, рассказывая о них языком сцены, предоставляет возможность глубже понять их суть. У народов Средней Азии бытовал обычай, когда родители малолетних, а иногда только что родившихся, находящихся еще в колыбели, мальчика и девочки подвергали их обряду сватовства, обручения. Об этом повествуют многие произведения устного народного творчества.

О гедонизме в искусстве Центральной Азии
Дата: 20 сентября 2017

              Проблема гедонизма (греч. hedone – удовольствие, направление в этике и эстетике, оценивающее наслаждение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения), являющегося одним из базовых философских компонентов и психо-эмоциональных стимулов мирового искусства, практически по разным причинам не акцентировалась ни в самом искусстве соцреализма, ни в отечественной арт-критике ХХ в.

Ташкентская школа росписи и ее мастера
Дата: 20 сентября 2017

              Неотъемлемой частью искусства росписи Узбекистана являются работы мастеров ташкентской школы, имеющей присущие только ей особенности. В Ташкенте, как и в остальных регионах Средней Азии, мастера использовали традиционные элементы, свойственные исламской культуре. Неповторимы по красоте и сложности архитектурного и декоративного решения медресе Кукельдаш и шейха Абул Касыма, мечети Хасти Имама, мавзолея Каффола Шоши и др.

Раннегератская миниатюра первой половины ХV в.
Дата: 20 сентября 2017

            В истории развития миниатюрной живописи Ирана, Мавераннахра и Хорасана в ХV в. огромное значение имела раннегератская школа миниатюры, обозначившая основные приоритеты искусства рукописной книги, имевшей большое значение в духовной культуре мусульманских стран.

Традиционное искусство Узбекистана периода независимости
Дата: 13 сентября 2017

               Узбекистан издавна славился своими ремеслами. ХХ век стал сложным испытанием для всех форм традиционной культуры, в том числе и для ремесел, многие из которых практически исчезли в результате распространения продукции промышленного производства. С обретением независимости в Республике Узбекистан были предприняты необходимые меры для полноценного развития всех видов прикладного искусства. В первую очередь, изменилось отношение государства к традиционному искусству.

Особенности керамики Ферганской долины
Дата: 28 августа 2017

             Крупнейшими центрами художественной керамики в Средней Азии IX – XIII вв. были Самарканд, Бухара, Чач, Фергана, Хорезм. Как один из значимых видов прикладного искусства керамика получила широкое распространение в связи с развитием торгово-ремесленных городов, которые были центрами этого вида прикладного искусства, где появлялись технологические новшества и новые приемы оформления.

Искусный чеканщик из Бухары
Дата: 27 августа 2017

            Бухарская чеканка по меди наряду с керамикой является одним из известных у нас и за рубежом видов народного творчества. Изделия чеканки весьма разнообразны по формам и функциям. Это всевозможные чаши, сосуды для воды и других жидкостей, а также  котлы для приготовления пищи, жаровни, вазы, шкатулки, приборы для курения, светильники и т.д.

Резьба по мрамору
Дата: 23 августа 2017

             Во время археологических раскопок на территории Хорезма было найдено множество статуй, различных образцов резьбы по камню доисламского периода. Пока еще научно не доказаны отдельные предположения о том, что в XVI – XX вв. был ощутимый спад развития этого вида искусства. Даже немногочисленные образцы археологических памятников, ныне хранимых в кладовых музеев, наглядно доказывают бурный расцвет этого вида искусства в тот период. Мастеров, работавших с камнем, в древней Хиве называли «тоштарош» (узб. тош – камень), «сангтарош» (тадж. санг – камень) – каменотесы, камнерезы.

Сказочный шатер из Бухары
Дата: 23 августа 2017

           В летнее время, спасаясь от жары, зажиточные горожане ставили в садах палатки-шатры из ткани. Установка палатки занимала не более 15-20 минут, она чрезвычайно удобно разбиралась и собиралась, что позволяло перевозить ее на другое место. По словам художника Л. Е. Дмитриева – Кавказского, путешествовавшего по Средней Азии в 1887-1888 гг. и которому довелось жить в такой палатке, она “очень красивая, четвероугольная, в 4 кв. аршина (аршин = 0,71 м), снаружи холщовая, ярко-зеленого цвета, внутри адряс (полушелковая цветистая бухарская материя, из которой шьют халаты) и очень типичные вышивки из вырезных орнаментов.

Ажурная музыка металла
Дата: 23 августа 2017

         Искусство рельефной обработки художественных изделий из металла – торевтика – по древности происхождения уступает лишь художественной керамике. В древнейший период преобладали изделия из бронзы. Позже местные торевты создавали свои произведения из золота, серебра, меди и других металлов, создавая шедевры искусства. Торевтика античности и раннего средневековья представлена в основном изделиями из серебра с позолотой, а начиная с XI в. главной продукцией ремесленников- торевтов становятся изделия из меди и ее сплавов.